Раннее развитие детей: популярные методики

Большинство педагогов заверяют: чем раньше начнется развитие самых важных навыков у малыша, тем скорее он сможет адаптироваться к окружающей среде, и получит все нужные способности и умения для полноценной жизни. Раннее развитие детей подразумевает применение определенных методик, позволяющих раскрыть потенциал ребенка еще в раннем возрасте. Универсальность методик раннего развития не позволяет создать для них какую-либо классификацию, поэтому их можно рассматривать как физические и общие.

Раннее развитие детей

 

Физическое раннее развитие детей

С момента появления на свет ребенок обучается большому количеству очень важных навыков: держать голову, сидеть, ходить и разговаривать. Физическое воспитание в этот период является очень важным, так как именно сейчас происходит закрепление фундамента дальнейшего развития. Помочь малышу справиться с этой задачей могут некоторые программы раннего развития, с которыми лучше ознакомиться отдельно и тщательно изучить их особенности.

Методика Никитиных

Семья Никитиных уже более десятилетия назад показывала, как помощь малышу с первых дней жизни стать самостоятельной личностью. С момента, когда кроха уже начинает ползать, ограничивать его исследовательские стремления ни в коем случае нельзя! К примеру, можно отказаться от использования манежа или коляски, так как это своего рода «тюрьма» для ребенка, желающего узнать как можно больше об окружающем его мире. Конечно, если родители решили воспользоваться этой методикой, условия проживания ребенка должны быть максимально безопасными, так как он может пораниться или, не дай бог, упасть с большой высоты.

Основная задача — никоим образом не ограничивать детское развитие во всех его проявлениях! Необходимо наоборот, создать все условия, в которых малыш сможет самосовершенствоваться. Для этого достаточно придерживаться трех простых правил:

  1. обеспечить свободу и самостоятельность малышу;
  2. создать спортивную обстановку и надевать малыша только ту одежду, которая не сковывает движения и обеспечивает полную свободу действий;
  3. при каждом достижении малыша, обязательно нужно его хвалить и проявлять свой восторг.

Важно уделить особое внимание его безопасности, ведь активность детишек раннего возраста нередко приводит к различным травмам из-за простой неосторожности.

Динамическая гимнастика

Развить заложенные рефлексы и полностью удовлетворить двигательные нужды ребенка можно при помощи методики, созданной Л. Китаевым и М. Труновым. Корни динамической гимнастики тянутся еще с древнерусских традиций, с тех времен, когда еще совсем маленьких детишек брали под мышки и побрасывали вверх. Детишкам немножко старшего возраста делали карусели, просто взяв за ножки и вращая вокруг себя. Таким образом, когда ребенок еще не имел определенных навыков, он уже двигался. А уже когда малыш начинал самостоятельно двигаться, все полученные навыки перемещались на спортивные игры и физкультуру.

Плавание с грудничками

Не стоит путать эту методику с простым купанием ребенка, здесь большую роль играет именно плавание с ним. Конечно, передвижение малыша в воде очень ограничено, но даже такое плавание значительно укрепляет его мышцы и развивает способности к самостоятельной ориентации в пространстве. Детишки, с которыми родители занимались плаванием с самого маленького возраста, начинают самостоятельно вставать и даже ходить гораздо раньше ровесников.

Начинать упражнения лучше в домашних условиях при помощи простой ванны. В дальнейшем можно переместиться в бассейн. Чтобы избежать возможных ошибок при плавании с ребенком, лучше обратиться к квалифицированному инструктору, который не только расскажет, но и покажет, как выполнять те или иные движения.

Общее раннее развитие детей

Методики общего развития малышей подразумевают улучшение их способностей к самостоятельному обучению, появлению первых письменных навыков, чтения и усовершенствования психических процессов. Каждая определенная методика охватывает отдельные области обучения ребенка, поэтому стоит рассмотреть каждую отдельно, и выбрать наиболее подходящий вариант для своей крохи.

Монтессори

Методика М. Монтессори обусловлена созданием всех условий для стимуляции желания ребенка к самостоятельному развитию. Педагоги, использующие данную систему в дошкольных учреждениях, окружают детишек обилием предметов, которые позволяют им самостоятельно экспериментировать во время познания окружающего мира. Главная задача воспитателей — не ограничивать детишек, а направлять их в правильное русло. Не только воспитатели, но все взрослые, окружающие дошкольника, должны придерживаться этих правил, показывая детишкам только правильный пример.

Вальдорфская методика педагогики

Основополагающие принципы этой системы полностью отличаются от предыдущей. Исходя из возраста ребенка, обучение разделяют на три основных этапа:

  1. дети до 7 лет учатся, подражая старшим наставникам;
  2. от 7 до 14 лет в детях воспитывается логическое мышление;
  3. только с 14-летнего возраста в воспитание детей задействуется их эмоциональное состояние и чувства.

Главным отличием является тот факт, что эта методика полностью против раннего развития детей. Например, обучение чтению ребенка начинается исключительно с третьего класса, а в дошкольном возрасте малышам позволено баловаться исключительно игрушками из натуральных материалов. Стоит отметить, что используя эту систему воспитания, малыша нужно полностью оградить от телевизора, видео-игр, а так же компьютера.

Глен Доман

По мнению Глена Домана, эффективность развития малыша возможна только во время, пока растет головной мозг (до 7 лет). Основной задачей взрослых людей, окружающих малыша, является сохранение и усиление врожденного большого потенциала ребенка. Система раннего развития Глена Домана имеет четыре направления:

  1. физическое развитие;
  2. обучение чтению;
  3. обучение ребенка счету;
  4. энциклопедические занятия.

К примеру, когда малыша учат считать, ему дают специальные карточки, на которых имеются большие красные точки. Количество точек называется вслух, но цифра ребенку не показывается. По мнению Домана, дети с легкостью способны систематизировать и запомнить факты, без каких-либо обозначений. Карточки не обязательно должны быть с точками, на них могут быть нарисованы известные люди, виды различных растений или животных. Важно чтоб ребенок не только запоминал изображение, но мог о нем рассказать.

Сесиль Лупан

В этой методике за основу взята система Домана, но немного изменена и упрощена. По мнению Сесиль Лупан, главным является разговаривать с ребенком с момента его появления на свет, невзирая на тот факт, что малыш еще не понимает речи взрослых. Важно, что он привыкает к родным голосам, а со временем звуки начинают обретать для него определенный смысл. В момент, когда детишки начинают разговаривать, необходимо обязательно заняться обучением чтению. Каждое слово, которое ребенок уже знает, нужно написать большими буквами, после чего карточки с надписями разместить возле предметов, обозначающих эти слова: «кровать» возле кровати, «стул» возле стула и т.д.

Зайцев

Комплекс, разработанный Н. Зайцевым, направлен на обучение детишек чтению, арифметики, письму и международному английскому языку. Использовать эту методику можно как дома, так и в дошкольных учебных заведениях. Все что потребуется — это играть специальными кубиками и распевать песенки. Все обучение происходит в форме веселой игры, благодаря чему ребенок не устает во время занятий. Для начала взрослым нужно приобрести специальные таблицы, аудиозаписи и кубики. Так же их можно сделать самостоятельно. После все что остается, это петь с ребенком веселые песенки, складывать слова кубиками и при помощи таблиц.

Изучая методики раннего развития детей, большинство родителей заметят, что основополагающие принципы они уже используют в воспитании своих детишек. Но назвать какую-либо методику идеальной нельзя, поэтому рациональным решением будет объединение нескольких систем, учитывая индивидуальные способности малыша, например склонности к творческому развитию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *