Психическое развитие ребенка: этапы и закономерности

Психическое развитие ребенкаПсихическое развитие ребенка подразумевает формирование ребенка как личности. На процесс психического развития оказывает большое влияние ряд определенных нюансов: наследственность, воспитание, обучение и т.д. С момента рождения, психика человека непрерывно развивается, но это происходит не стабильно, а медленными и бурными периодами. Для каждого возраста ребенка свойственны различные физиологические и психологические особенности. Постепенно возникают новые социальные потребности, а взаимоотношение малыша с окружающим миром меняется. В раннем возрасте родители должны внимательно следить за своим чадом, контролируя его психическое состояние и оберегая от негативных эмоций и стрессов.

Этапы психического развития ребенка

Развитие крохи с каждым днем становится сложнее, его познания и умственные способности понемногу усиливаются, появляется личное отношение к происходящему вокруг. Таким образом, формируется личность человека. Каждая конкретная функция психики созревает постепенно, в зависимости от возраста малыша процесс разделяют на четыре основных этапа:

  • I — приходится на возраст до 12 месяцев, в это время развиваются важные двигательные функции.
  • II — усложняются и расширяются возможности двигательных функций и чувств. Это время 1-3 года малышу.
  • III — возникают эмоций. Приходится на возраст от 3-х до 12 лет.
  • IV — развитие мыслительной деятельности, которое наступает после 12-летнего возраста.

Конечно, все эти этапы только условны, и они вовсе не обозначают что та, или иная функция начнет развиваться строго в указанном возрасте. Чтобы полностью разобраться со всеми нюансами, которые скрывает психическое развитие детей, стоит разобрать каждый этап отдельно, тщательно изучив его особенности.

1-й этап психического развития ребенка

Развитие психики малыша на начальном этапе заключается в образовании главных двигательных функций. На протяжении первых дней после рождения его реакции заключаются в непринужденном крике и беспокойных движениях. Это естественный ответ организма на внешние раздражители, например это может быть голод, холод, или даже простое изменение его положения в пространстве. Уже в 3-4 месяца деятельность малыша преобразуется, и проявляется более в игровом характере. В это же время, благодаря активным играм, малыш начинает чувствовать первые эмоции. Таким образом, формируется первое примерное понимание и осознание своего тела и физических возможностей. Со временем двигательные умения становятся сложнее, малыш начинает контактировать с различными предметами своего окружения.

Вместе с двигательными возможностями развиваются и эмоции. Первые эмоции ребенок чувствует уже с первых дней после появления на свет. Негативные эмоции возникают первыми, так как благодаря им он может показать свою реакцию на неблагоприятные условия или плохое самочувствие.

Самые первые эмоции являются безусловными, заложенными генетикой, но уже в 3-х месячном возрасте у малыша могут проявиться и собственные, эмоции развиты под влиянием окружающей среды. Так, например, детишки начинают реагировать на приход мамы, или когда видят свою любимую бутылочку с молоком, на их личиках вырисовывается улыбка. В возрасте около 7 месяцев детишки радуются своим игрушкам, а примерно к 10 месяцам можно заметить проявление ревности, когда мама уделяет кому-то «постороннему» больше внимания.

Признаком развития познавательной деятельности является способность сосредотачиваться на чем-либо. В 1 месяц малыш может сосредоточить свое внимание не более чем на несколько секунд, спустя несколько месяцев этот интервал увеличивается, но все равно остается еще слабым.

2-й этап психического развития ребенка

Второй этап развития психики ребенка заключается в усложнении двигательных реакций, у малыша начинают формироваться психомоторные акты, постепенно становясь более осознанными. Можно заметить, что во время активных игр, действия с игрушками являются не простыми движениями, а частично осознанными и логичными.

Также в этом возрасте малыш начинает менять свое положение, переходя с горизонтального в вертикальное, что является значительным толчком для дальнейшего развития. Передвижение при помощи ходьбы значительно увеличивает количество получаемой информации.

Основная роль второго этапа психического развития отводится освоению речи. Речевое развитие ребенка стимулирует многие другие психические функции, которые непосредственно влияют и на эмоциональную сферу. Взрослые, окружающие малыша, должны не только словесно общаться с малышом, а подкреплять свою оценку (это хорошо, а это плохо) при помощи жестов и интонации. Родители могут уже наблюдать первые проявления воли ребенка, когда он стремиться получить желанную вещь или достичь победы. В три года малыш полностью начинает осознавать себя как отдельную личность.

3-й этап психического развития ребенка

В период 3-го этапа эмоции становятся глубже и более устойчивыми. Появляются первые симпатии и привязанности, у ребенка начинают образовываться эмоциональные отношения. Также возникают познавательные эмоции и нравственность — забота, сожаление, дружба.

Развиваются и другие функции психики, например восприятие, ощущения, внимание и память. Мыслительная деятельность малыша закладывается именно во время второго и третьего этапов психического развития. Со временем у детей возникают серьезные понятия и индивидуальные суждения о происходящем вокруг.

4-й этап психического развития ребенка

Завершающим этапом образования мыслительной деятельности является именно 4-й. В это время малыш уже полностью обладает собственными суждениями и мнениями, может выстраивать в уме логические цепочки определенных действий, исходя из поставленных целей. Может проводить анализ фактов и делать определенные умозаключения. Индивидуальное мышление понемногу склоняется к общественному, и коллективному. Происходит полноценное формирование эстетических, нравственных и познавательных эмоций.

Закономерности

Развитие психики детей является неравномерным, иногда можно наблюдать резкие скачки и возникновение новых особенностей. Но любое отклонение, будь то задержка психического развития или его ускорение, требую обязательного вмешательства специалистов. Слишком быстро протекающее развитие, как в физическом, так и в психическом плане, задевает большую часть важных систем организма. Это подвергает ребенка к различным заболеваниям, в том числе и появлению нервно-психических недугов.

Особое внимание родители должны уделить ребенку во время полового развития, так как в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма и вегетативно-сосудистые сдвиги. Все этапы развития психики детей не точные, и во многом являются только условностями. Каждый ребенок развивается полностью индивидуально, и периодически эти закономерности изменяются. Но все же если возникли подозрения на какие-либо отклонения в психике малыша, стоит обязательно проконсультироваться у специалиста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *